четверг, 6 сентября 2018 г.

Пятьдесят шагов до школы

Родительство это конечно прекрасно. Местами, например, очень. Местами, между прочим, не очень. Но безусловно есть в году несколько поводов, когда сердце бьется чаще, чем могло бы и должно бы. И конец августа — как раз один из таких. Потому что папапарам пам — школа!

Даже если ты мечтаешь в безмятежном неведении провести стремительно заканчивающиеся летние дни вплоть до 31 августа, то тебе все равно не дадут: реклама придорожных щитов напоминает о новых коллекциях одежды к школе, магазины детских товаров приглашают за канцелярией, друзья заботливо спрашивают с завидной регулярностью: «Ну, а как у вас?», флористические компании уже приглашают за букетами, рассылка в почте от Детского мира с нетривиальным названием «И снова третье сентября... Суперцены на одежду» (оценили юмор, да?) и тебе ничего не остается, как влиться в поток этого всепоглощающего предшкольного безумия. Я не преувеличиваю. Ты начинаешь активно готовится к этой школе. 

Я пока не очень понимаю как изменится наша жизнь за следующий учебный год, но она точно станет другой, с этим мы разберемся по ходу дела. А сейчас я хочу рассказать о том, как сильно изменилась наша жизнь за прошлый год. Когда точно так же, как и сейчас, она пугала меня своей неизвестностью подготовительной школы. Этот текст я начала писать в сентябре прошлого года и потихонечку дописывала по абзацу, по обстоятельствам.


***
О подготовительной школе
Однажды наступает день, когда твой ребенок еще не пошел в первый класс, но уже регулярно начинает ходить в школу. На подготовку. Такой репетиционный год перед первым классом. Постепенно ты, как родитель, свыкаешься с этой мыслью, что у твоего ребенка теперь есть портфель, нынче актуальный ланчбокс, пресловутая и неизменная сменка и конечно же расписание с учебниками. Но это все немного позже. А сначала, в конце августа, ты на ватных ногах приходишь в актовый зал, «знали бы вы как» тщательно выбранной тобой школы, на родительское собрание. Те родительские собрания, что ты посещала раньше в садиках — полная ерунда по сравнению с этим.

Здание школы огромное, вокруг все абсолютно тебе чужие, и хотят попасть именно в эту школу так, что напряжение висит в воздухе. И если бы это было прилично, то толкались бы локтями. Кстати, я не исключаю, что если не так тщательно выбирать школу, то толкаться локтями будут в буквальном смысле.

На собрание я собиралась со всей ответственностью. Надела красивое платье, и по дороге разумеется облила его кофе. Пятно было на самом видном месте, поэтому я решила, что не буду снимать плащ. Через десять минут после начала собрания я буквально закипела от жары и чуть не сварилась. 

Всю информацию я слушала так внимательно, что скрипел мозг и потели ладошки. Хотя возможно дело было в кофе. Где-то глубоко внутри меня проснулось давно забытое чувство болезненного волнения, словно мне сейчас, прямо перед всеми присутствующими, с этой самой сцены актового зала, надо будет рассказать с выражением стих, или еще хуже, срочно пройти в соседний класс, где я, и еще десяток таких же испуганных родителей, рассядутся по партам и услышат самые страшные слова школьной жизни: «закрываем все учебники, достаем двойные листочки и ручки, задание по вариантам на доске» и расстрел. Брр.

Вернемся в реальность, то есть на собрание в актовый зал. Тут сейчас произойдет самое интересное. Никаких стихов и вариантов на доске. Потому что едва слыша свой собственный голос, который совершенно забыл со мной посоветоваться, внезапно соглашаюсь стать родительским комитетом и старшей мамой в нашей группе подготовки. Тот самый момент, когда 300 пар глаз одновременно поворачиваются и с интересом тебя разглядывают. Еще мгновение назад они даже не смотрели в твою сторону, теперь же ты им очень интересна. Ведь кажется ты — сумасшедшая. Ведь именно родительского комитета избегают все. А ты сама подписалась, да еще так бойко. Даже не знаю что хуже: двойные листочки или это.

Собрание проходит довольно быстро, никто даже не заметил пятен от кофе. Нужно спешить, потому что ровно следом за тобой приходят настоящие отчаянные бойцы с передовой — родители через целых два дня настоящих первоклассников. И они прошли ад и чистилище, если оказались здесь. Я смотрю на них с неподдельным интересом и восхищением. И завистью. Потому что мечтаю закрыть глаза, сосчитать до десяти и чтоб я уже на их месте. Потому что поступить в эту школу ну правда очень сложно.

Весь год, я буду неистово молиться, расшибая лоб, в кругу таких же отчаянных, как и я, чтобы оказаться на их месте. И они делали тоже самое. Молились, старались, расшиблись и вот — они тут. На момент написания этого текста я просто еще не знаю как именно, но в течение года как раз узнаю и тоже буду также, как они. И это происходит каждый год постоянно. Родив однажды все мы там будем, как говорится. В рядах родителей вот-вот будущих первоклашек.


В общем, потом как-то все завертелось-закружилось, и... В каком-нибудь ноябре мы ко всему этому, наконец, привыкли. В школу ходим как домой. Охранник обращается ко мне по имени, запомнил. Я его тоже. Потом на двадцать третье февраля я подарю ему подарок. От души и со всей признательностью. Постепенно появляются домашние задания, ребенок привыкает к тому что ходит в школу, и ты плавно вливаешься с такими же как и ты испуганными родителями в мир подготовительной к реальности школы. Куда за турникет нельзя пройти взрослым. Это ведь не детский сад. Тут каждые пять минут об этом напоминают. Многие говорят, что все это баловство, все эти подготовки к школам, особенно если твой ребенок ходит в детский садик. К тому же, если взять выбранную нами школу, то учеба в подготовительном классе, вообще не гарантия зачисления в первый класс. Можно весь год плевать в потолок и не готовиться. Но как оказалось, что для нас с Мишей это было очень правильное и нужное решение. Подготавливались мы с ним оба к школе всесторонне и полноценно. 

Боевое крещение я прошла практически сразу, потому что нужно было собрать деньги и поздравить учителей с началом учебного года. Потом с днем учителя, потом какой-то праздник в ноябре, потом с Новым годом, Рождеством, и далее по списку. В какой-то момент я начала думать, что не так уж и люблю праздники. Лучше как-то без них. Но это неизбежно. Учителей надо поздравлять. Хотят они этого или не хотят. Потому что как еще выражать родителям признательность? Поэтому я ездила со всей семьей по выходным и выбирала лучшие чаи в городе, скупала к новому году вкусные просекко и каву по выгодным ценам, рисовала стенгазеты, организовывала на это других мам, выбирала лучшие крема для рук и очень хотела угодить за нас всех. Наши, к слову, очень классные учителя тоже понимали, что это неизбежно и кажется верили, что мы от души. Поэтому принимали многочисленные дары с неловкостью, и радовались детским рисункам куда больше, чем подарочным картам в магазины косметики.

Судьба миловала: на подготовке никто не стирает шторы, не закупает централизовано учебники и вообще живут довольно в розовом подготовительном мире. Не считая того факта, что каждый день просыпаются и засыпают с одним важным для себя вопросом: как же все таки попасть в эту школу в первый класс?

В группе 24 ребенка, то есть 48 родителей, плюс бабушки, водители, няни и соседки. Всех этих людей в течение года я выучила невольно наизусть и ни разу ни с одним не поругалась. Говорят это успех. Даже когда дети дрались, разбивали в кровь носы, лбы, убегали, пропадали, заболевали и их рвало прямо на уроках, и попадали в прочие передряги.

Звание мое в школе на самом деле гордо называлось «классная мама». И я до сих пор помню какое чувство неловкости я испытывала, когда обзванивала группу и представлялась: «Алло, здравствуйте, это Классная мама из Школы номер...». Особенно если у меня был телефон только папы. А вдруг он на собрании не был и не слышал, что это школа так короновала меня, а не я так сама себя называю? В мои обязанности классной мамы группы входил также и контроль за тем, чтобы все дети вышли из школы за руку со своей мамой/няней/бабушкой/водителем и т.п. Мне было проще это делать самой, так как делегировать запоминание наизусть в лицах более пятидесяти человек занятие не из легких. Хотя безусловно, у меня были соратницы, без которых я бы никогда этого не прошла одна. Теперь, спустя год, мы словно родственные души. 


Иногда я ожидала наших детей в тишине пустых коридоров. Мое одиночество периодически скрашивала гардеробщица Нелли Юрьевна, милейшая женщина, походящая своей любовью и заботой о детях на всех бабушек сразу.
— Короленко! Где твоя сменка? — обратилась она к моему сыну еще как-то в сентябре. 
— Вообще-то я — «Василенко!» — обиженно оттопырив губу ответил мой ребенок. 
— Прости, Василенко, но Короленко тоже звучит гордо, ты не расстраивайся мой дорогой! — успокаивала его она. 
И каким-то чудом запоминала всех. Всех сто восемьдесят капризных детей. Со всеми их причудами. С тех пор «Василенко-Короленко» стало нашей общей шуткой. 

— Ну что, семейство Василенко-Короленко, как дела? Поешьте! Небось голодные у меня, такие худые оба, смотреть не могу на вас — причитала Нелли Юрьевна, вытаскивая из учительской огромную банку собственноручно приготовленного яблочного джема и свежего батона нарезного. Она аппетитно намазывала джем на хлеб, мы благодарно жевали, она попутно угощала этим яством всех проходящих мимо, собирая вокруг себя тусовку. Ученики третьего класса, чьи-то мамы, учительница математики — всех нас объединял смех, хлеб и ее яблочный джем. Я смотрела на нее и кайфовала — всю жизнь ее помнить буду. Словно бабушка всем нам вместе взятым. Рядом с ней не забалуешь и не пропадешь.

«Маша, как поступите, ты мне позвони! Я ждать буду! Удачи вам!» — обнимала она меня на прощание в конце мая словно родная бабушка. Мироздание не должно подвести. Не меня, таких мировых бабушек. Поступим, теперь точно никуда не денемся.

Миша с одноклассниками тоже делали успехи: к зиме почти все научились переобувать сменку, не испачкав носки в грязной жиже зимних луж, которые набегают в коридорах с чужих сапог, к весне почти все перестали забывать портфели, а к лету все дети показали блестящий результат на финальном тестировании.

В последний день учебы почти все 48 родителей с нянями, водителями, бабушками и соседками обнимались, плакали, прощались на лето и мечтали о встрече первого сентября в новом статусе. Было ужасно трогательно и грустно. 

 ***
Немного воспоминаний
Сейчас в школах как-то всё сложно. Я помню в далеком 1989 году моя мама привела меня поступать в первый класс. Если честно, я росла в интеллигентной семье на окраине столицы — читала, писала и считала одна из лучших. Точнее из 32 человек нас таких было трое. Тестом при поступлении в школу было посчитать от 10 до 1 в обратном порядке и прочитать хотя бы по слогам пару строк. А еще нужно было купить форму, и в том числе на физкультуру. Помню когда нам с мамой в детском мире, а затем и детском отделе магазина «Трикотаж» не досталась именно физкультурная форма, накануне первого урока физ-ры я горько плакала, что у меня нет формы. Ну, не хватило нам. И не такое бывало. Учительница предложила мне приходить в одних колготках. Она по-советски любя, как лучше хотела. А у меня теперь детская травма.

К счастью, стояла солнечная погода и первая физ-ра у нас случилась на улице. Я надела свой единственный и от этого самый лучший китайский спортивный костюм с собачкой, который каким-то чудом смогла купить наша соседка, так как работала в собесе и знала что-где-когда найти. Так что я скромно блистала на уличном спортивном стадионе школы. Сейчас форму купить легко, как и прописку в нужном доме, чтобы попасть в нужную тебе школу (но вы же понимаете, да, что это не правильный путь?). Сейчас принято хотеть попасть не просто в школу, а в лучшую школу Москвы, и, разумеется, в каждом районе есть жители, которые «достоверно осведомлены», что лучшая школа Москвы буквально вырастает на их глазах и они там непременно должны учиться. У вас не так? Ха, подождите, вы просто пока еще не собирались в первый класс.

***
Как зачисляют в первые классы и как мы записались в дошколку
Если честно, слово «школа» всегда вызывало у меня холодный пот и бездну ужаса. Я, как и многие другие, наслушалась и начиталась в итнернете разных смешных и не очень историй, про драки родителей, про списки детей, про взятки в миллионы рублей и многое и многое другое про все самые-самые крутые и интересные школы Москвы. А еще я постоянно слышала пугающую фразу: «О, вам скоро в школу? Ну готооовтьесь!» И всё. Дальше в основном ничего конкретного не сообщалось, но пугало страшно. Забегая на год вперед, я сама теперь произношу эту фразу, нервно хихикая. Хотя, я прекрасно понимаю как это бесит. Но я не в состоянии это изменить. Потому что вот это нервное «готооовьтесь» может означать всё что угодно, а ведь у каждого своя история. И возможно ваша не будет такой сложной, как у других.   

Мы сразу с мужем поняли, что частные школы нас не интересуют, нам всего-то на всего нужна лучшая из тех, что есть поблизости. И конечно же через две улицы от нашего дома такая и есть. Та самая, мимо которой я ходила каждый день всё своё детство и даже подумать не могла, что буду мечтать о поступлении туда моих детей. Поговорив со всеми, кто уже успел вкусить счастье быть матерью учеников младших классов, я поняла одну простую вещь — нет более правильного пути, чем твой собственный. Потому что каждый год все меняется. Нам выпала такая схема — нужно изучить к каким школам относится дом, в котором мы проживаем. Если это две-три школы, выбрать для себя приоритетную, а затем вычислить нехитрым путем какие же детские сады относятся к этой школе, и если все это тебя устраивает (а прийти и посмотреть на садик изнутри, конечно же нельзя и сайта нормального нет), то подать заявление в нужный детский сад. Конечно же через чудо российской природы, живущей самостоятельной непредсказуемой жизнью — портал «госуслуги», а еще лучше сайт mos.ru. Или, как его величают в кулуарах школ — «пэгэу». От прежнего названия, конечно же. Но это не точно. И даже не важно. 

Далее, автоматически, в нужный момент, по волшебству прописки, написанного заявления в саду и гарантиями закрепленными в конституции, твой ребенок становится учеником заветной школы. Но на этом, казалось бы, легком пути вас с ребенком ждут разные опасности и невероятные приключения. Наши начались, например, сразу же. Потому что у нашего бедного Миши школа по прописке, мягко говоря, так себе. Ну, то есть совсем, мягко говоря. 
«Ну бывает» — решили мы и стали целиться в ту, что через две улицы, одна из самых лучших. Та самая, с классными учителями, многолетней репутацией и перламутровыми пуговицами. Мимо которой я ходила каждый день всё своё детство.

Начитавшись ужасных историй на различных форумах, что в эту самую школу ну просто не попасть, я дрожащей рукой записала Мишу на подготовительные курсы. Просто в апреле в назначенный день, когда записывали детей, я позвонила и записала. На форумах пророчили бессонные ночи записи, нервное истощение в очереди, неработающий телефон и бессердечных работников канцелярии. Надо ли говорить, что на деле всё оказалось не так. Впрочем, на деле всегда всё не так. Ну, а дальше вы уже все знаете. И отучившись на подготовке год, я понимаю, что пока это было одно из лучших моих решений в области обучения детей. 

Каждые два-три месяца мы переживали проверочные работы, о которых никогда заранее не знали. Что и правильно, кстати. К ним лучше не готовиться. Так можно быстрее разобраться в с уровнем подготовки и развития ребенка. После первой проверочной работы состоялся великий и ужасный первый родительский день. Весь обучающий состав поговорил тет-а-тет индивидуально с каждым родителем. Указал слабые места, выделил сильные, похвалил и подсказал на что обратить внимание и как работать с ребенком дальше. Мне кажется учителя не спали трое суток, чтобы все это организовать и провести. Родители мусолили способности своих шестилеток со всей ответственностью, словно готовились поступить в МГИМО, а не в первый класс. Поэтому первый родительский день закончился в 11 вечера. Больше всего расстраивался охранник. Но даже он кажется был готов на всё ради детей. Хотя я уверена, что некоторые избалованные родители были готовы поспорить и с этим.

После родительского дня я вышла из школы на крыльях. Это было приятно, когда твоего ребенка хвалят, знают его слабости, дают очень ценные советы в самую точку. Ощущение, что ты попал именно туда, куда должен был попасть. Осталось теперь просто, наконец, попасть!!!


Пару слов о великом и ужасном 15 декабря. 
Чтобы вы знали это тот самый страшный день, когда открывается запись на «пэгэу» в первый класс. Любой родитель, который уже записывал ребенка в первый класс, дрожит при воспоминании об этом дне. На самом деле нет ничего страшного, это просто день, когда нужно подать официальное заявление в электронном виде в нужную тебе школу. Но как и во всем самом интересном, на пути к заветному «ваше заявление принято», тебя ждут снова страшные опасности и невероятные приключения. Ведь система не даст тебе подать заявление раньше 15 декабря. А 16 декабря заявления подадут все живые и не живые, и шансов попасть в начало очереди почти не останется. Я не совсем знаю на сколько это важно, но говорят, что подать надо как можно раньше и первее. Потому что, как и все в России, начинается с очереди. Поэтому ты обязан подать заявление максимально рано. Раньше, чем все остальные. Желательно конечно в ту же секунду, что открылась запись, но такое кажется еще никому не удавалось.


Загадочная система сайта «пэгэу» работает так, как ей угодно. Сегодня она хочет работать, завтра уже нет. А еще она не выдерживает огромное количество родителей подающих одновременно тысячи заявлений по всей стране. Поэтому она может внезапно перестать это делать. Всякое бывает. Согласно рассказам предшественников и былинам оставленным ими на века в анналах истории интернетов, за несколько лет существования этой электронной системы подачи заявления в первый класс чего только не случалось! Вот, кстати, с нами так и ни одной при регистрации и не случилось. Морально мы готовились месяц. Отменили все дела и даже фитнес на вечер. Я приготовила ужин, купила вина, уложила детей спать, нарядилась, налила вина и принялась ждать. С 7 вечера еще начались звонки родителей из группы. Мы осторожно, словно крались по минному полю, делились информацией, обменивались лайфхаками и желали друг другу удачи. А еще это была единственная ночь, когда вся группа солидных, ответственных родителей не спала полночи и обменивалась сообщениями в группе до 02:30 ночи. И НИКТО НЕ ВОЗРАЖАЛ.

На следующий день, школу наполнили родительские шепотки:
— Я подала в 00:06:37, а ты?
— Ой, как здорово! А я в 00:05:15 
— Ой, а слышали, Катька проспала и только в 05:39 утра подалась!
— Да ты что, какой кошмар!
— А я слышала один папа по ошибке отнес заявление в свой государственный сад, говорят его воспитатель заставила! 
— Ой, вот и доверяй потом папашам... 
— Да не говори! Вот мой сразу сказал, что все заявления это к маме
— Ой, ну молодец какой! 
— Да не говори... тьфу-тьфу-тьфу – перекрестилась чья-то мама.

Три дня и три ночи успокаивали нервы взволнованные родители будущих первоклассников. Говорят некоторым снилось зависшее заявление, или как они в тумане рассудка выбирают не ту школу. А затем наступили двадцатые числа декабря, утренники в садах, покупки подарков и новогодняя атмосфера. Как и все хорошее, она унесла мысли ответственных родителей в самое лучшее, что может случиться с нами зимой — новогодние каникулы.

Весенние каникулы так уже не радовали. А про слезы расставания в мае я уже писала. Впереди лишь безоблачное лето омраченное томительным ожиданием поступления в Школу.


Заключение
Самое страшное, что может произойти с родителями будущих первоклассников, это — реальность. Когда вся Москва уже ходит на родительские собрания, закупает шторы и делит мойку окон, ты монотонно обновляешь сайт школы и видишь — ничего. Потому что ты ждешь когда откроют дополнительный список. И тем, кто никогда там еще не был, не должен хотеть знать что это. Потому что ждать до самого последнего дня августа, когда твой замечательный ребенок получит заветное место в школе — это тяжко. Если вы видите, что мамаши нервно хихикают и не спешат покупать форму, вы их не осуждайте. Вы лучше им сразу предлагайте досуг несовместимый со школой и отвлекайте как можете. Или лучше налейте им выпить. Это очень очень ужасно ждать. 

Ох, уж это родительство. Местами прекрасно, местами не очень. Но безусловно есть в году несколько поводов, когда сердце бьется чаще, чем могло бы и должно бы. 
Спасибо, школа.
Я скучала.
Август, 2018

P.S. Да, нас кажется взяли. Но мы пока еще в шоке и не верим своему счастью.
Первое сентября, суббота, 2018 

P.P.S. Продолжение, разумеется, следует...
Четвертое сентября, второй учебный день, 2018 

P.P.P.S. И оно уже пишется. Есть о чем. 
Шестое сентября, четвертый учебный день, 2018



SHARE:

Комментариев нет

Отправить комментарий

© Maria Vasilenko blog. All rights reserved.
BLOGGER TEMPLATE DESIGNED BY pipdig